November 22, 2012

Бабушкино.




Из последннй поездки к маме я привезла несколько ценных для меня рукодельных вещиц, выполненных бабушкой Аней, маминой мамой. Это ее гены мне посчастливилось получить в наследство, и они не дают покоя моим рукам, :) находящим успокоение только со спицами или крючком.

Бабушка Аня была искусна не только в вязании, она много вышивала, пряла и шила до последнего года своей жизни, и долгие годы неординарные вещи, выполненные ее руками, украшали нашу жизнь.

В теперь уже далеких семидисятых у нас в обиходе было немало скатертей, занавесей, наволочек и простыней, украшенных вышивкой, мережками и тонким крючковым кружевом. От частого использования и стирки многие те вещи износились и пришли в негодность, но, к счастью, мама кое-что сохранила и в этом июне подарила мне на память о бабушке.




Это была обычная белая наволочка (70 см х 70 см) с вышивкой крестом по краю. Ей не меньше сорока лет, а может быть она даже старше меня и ей за пятьдесят... Я решила немножко ее обновить и украсить.

Белый цвет не очень вписывается в гамму нашей спальни, поэтому я сначала покрасила полотно луковой шелухой (полная горсть шелухи на трехлитровую кастрюльку + уксус, 15 минут кипячения).




Выкроила из большого полотна наволочку меньшего размера 50 см х 50 см. По бокам пришила розовато-бежевый гипюр, широкую кружевную бежевую тесьму и зотолистую тесемку-змейку. На изнанке - замочек-молния.




Я знаю, что вышивка на подушечке не столь изысканна и совершенна, как в работах современных мастериц, стОит сделать скидку на то, что создавалась она во времена дефицитов на материалы и информацию. Но мне тепло на душе от того, что мой дом теперь украшает эта небольшая милая подушка, она будет мне служить еще одним воспоминанием о моей бабушке.




P.S. У меня припасено еще одно полотно с вышивкой крестом и два куска тонюсенького крючкового кружева от бабушки. Их тоже нужно привести в порядок, я надеюсь, что когда-нибудь мои руки дойдут и до них...

39 comments:

  1. Свет, она чудесна!!! Эти старые вышивки обладают такой восхитительной энергетикой, что можно забыть все огрехи :-) Я тоже привезла из Москвы несколько маминых вышивок - что странно, мама никогда после института больше не рукоделила, она хирург до мозга костей, но вот тот короткий период в ее жизни оставил несколько работ :-) Ты очень здорово оформила вышивку, молодчина!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Наташа, спасибо! От тебя получить похвалу особенно приятно.

      Да, для рукоделия нужно особенное состояние души, видимо поэтому твоя мама вышивала только в институте. Все-таки согласись, что наш быт сейчас более устроен и комфортен, чем у наших родителей, поэтому даже после напряженного трудового дня мы можем найти несколько минут, чтобы посвятить себя любимому хобби. ИМХО наши мамы не могли себе позволить такой роскоши.

      Кстати, :) а твои изящные розы так и стоят на моей тумбочке!

      Delete
    2. Свет, ты не представляешь себе, как мне приятно :-))

      Delete
    3. :) И мне тоже - каждый день приятно!

      Delete
  2. очень милая получилась думочка. Это так здорово когда вещи получает вторую жизнь.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Спасибо! Буду стирать эту наволочку исключительно руками и очень остарожно - надеюсь, что она проживет еще десяток-другой лет.

      Delete
  3. Над современными наборами работают дизайнеры,вариантов мулине по производителям и цветам гораздо больше. Поэтому вышивка вашей бабушки все равно ценнее,она тут и нитки наверняка сама подбирала,а может и рисунок сама придумала,я такой не видела. подушечка очень славная получилась.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Все верно про дизайнеров и производителей. :) В Сибири в те годы о дизайнерских наборах рукодельницы даже не могли мечтать и подбирали нитки сами, из тех, что смогли купить. А рисунки копировались с готовых вещей не на бумагу, а сразу на следущую вещь. После такого копирования рисунки постепенно изменялись, потому что невозможно было быстро скопировать рисунок полностью, я помню, что бабушка намечала контуры рисунка и возвращала оригинальную вещь с рисунком хозяйке, а потом продолжала работу над вышивкой, повторяя паттерн и уже что-то добавляя от себя.
      Я это помню хорошо, потому что при мне бабушка вышивала в 80-х ковры на мешковине. :)

      Delete
  4. Какая милая и какая дорогая наволочка! Света,молодец-это же самая настоящая реликвия!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Действительно, :) очень дорогая! И не по денежной стоимости, а по количеству связаных с ней эмоций.

      Delete
  5. )))) Я как раз пару дней назад достала и перестирала хрянящиеся у меня вышивки от свекрови, им уже точно за 50 лет. Хочу пристроить, а то лежат без дела....
    Света, очень понравилась твоя идея и то как ты сформировала наволочку.... Просто класс!!!!! Да и сама вышивка на мой взгляд прекрасна. Сейчас даже такое направление есть, специально вышивают в таком простом, как бы даже банальном, в цветовом решении стиле. Одним словом, такая вышивка кажется мне более изысканной, чем идеально проработанные современные!
    Так что очень актуально!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Лена, про современное направления я не знала, :) спасибо, что просветила.

      Кстати, это я как раз об этой наволочке и говорила, когда жаловалась тебе о том, что нужно прострочить два шва. :) Я выбрала и пришила кружева довольно быстро, хотя часть из них пришита вручную, а вот когда осталось вшить молнию, мне стало скучно... Но я сумела взять себя в руки!

      Delete
  6. Света, подушечка просто покорила!! Вышивка, кружево, отделка! Еще ты так удачно сняла все детали. Красота !!
    Да, талант вещь сильная! И передается генами- теперь твоя очередь оставлять шедевры!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Натали, мерси за талант! :)
      С кружевом сложилось весьма удачно. Широкое кружево и гипюр изначально были летним пончо, которое я купила на распродаже за смешные деньги. Повезло, что после окраски ткани с вышивкой, они хорошо стали сочетаться вместе.

      Delete
  7. Безподобно! Кажется, что дотронишся и все испарится. Очень красиво!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Спасибо!
      Не испарится конечно, :) но обращаться все равно буду с осторожностью, ткань на вышивке повидала многое...

      Delete
  8. Какая красота! Светочка, как замечательно, что вы смогли сохранить эту вышивку, в ней тепло бабушкиных рук. У моей бабушки весь дом был украшен мережкой: шторы, скатерти, "юбки" под покрывалами и на цветочных горшках. Я не знаю, где сейчас это все, забрали ли мои сестры хоть что-то и от этого очень грустно. Только сейчас я понимаю как все это ценно и какой это труд.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Да, это гигантский труд, и в полной мере мы можем это оценить, потому что сами увлекаемся рукоделием. И это прекрасно, что в каждом поколении появляются новые рукодельници, которые сохраняют и преумножают умение и традиции своих мам и бабушек.

      Мне очень интересно наблюдать, что сейчас рукоделие переживает настоящий бум во многих странах. И если многие наши бабушки рукодельничали потому, что купить красивые вещи было не так легко, а жизнь украсить хотелось, то современное поколение девочек, которые вяжут, вышивают и пр. делают это просто потому, что им это нравится. Это так здОрово!

      Delete
  9. Света, это уже ретро! Ценная семейная реликвия, память о бабушке! (и ни к чему сравнение с современными вышивками, рассматривание наклона крестиков и подбор цветов)
    А вы очень выгодно обыграли реликвию.
    Респект!
    (надо звонить отцу на родину, спасать подобное бабушкино наследство, если еще оно живо)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Спасибо! С ретро согласна, :) возраст вышивки позволяет ее так назвать. Поэтому я и подобрала для оформления роскошное фестончатое кружево, продолжавшее тему ретро.

      Обязательно звоните и спасайте бабушкино наследство, :) очень интересно посмотреть на рисунки тех лет.

      Delete
  10. Необычайно трогательно и дорого, с какой стороны ни посмотри.

    ReplyDelete
  11. Воспоминания из детства, из прошлой жизни как же это много значит,
    и удачно "вписать" их в наш современный интерьер не так-то просто. Света, мне кажется у тебя это получилось. Увидев рукоделье твоей бабушки, я вспомнила дом моей, её тоже звали Анна! И правда сколько же там было рукодельного в интерьере, вот же где они истоки, вот почему нас тянет рукодельничать.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Думаю, что у каждой рукодельницы, что мы встречаем здесь в сети, есть мама или одна из бабушек, для которых рукоделие занимало очень важную часть в жизни. И рукоделие действительно в наших генах - эту фразу в данном случае можно использовать буквально, а не так, как нынче стало модно ее использовать. :)

      Я сейчас достигла возраста, когда я вспоминаю о детстве с особой теплотой, поэтому мне захотелось, чтобы у меня появились вещи, постоянно навевающие те воспоминания...

      Delete
  12. Как приятно иметь дома семейную реликвию, красота!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Женя, ты права, очень приятно!

      Delete
  13. Света, как замечательно, что у тебя будет такой замечательный амулет из далёкого времени! Пусть эта скромная, но удивительная вещь всегда тебе приносит улыбку и как бы привет из прошлого, пусть украшает твой семейный очаг.
    Действительно союзные рукодельницы должны были прилагать и смекалку и умение, чтобы при лимитированных средствах создавать свои произведения искусства. Пусть может эта вышивка не такая как была в спальне у Марии Антонуэты, но она ещё дороже и краще, потому как она сделана добрыми родными руками.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Даааа, :) со спальней Марии Антуанетты не сравнить.... :) Но было бы забавно, если бы я на 120 кв. метрах пыталась создать подобие дворца, :) да и английский коттедж мне гораздо былиже по духу: "бабушкины" квадраты, деревянные полы и простая деревянная мебель. Мне очень нравится этот стиль.

      Спасибо, Лида!

      Delete
  14. Очень хорошо получилось. У моей бабушки до сих пор полотенца на кухне с вышитыми анютиными глазками висят.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Спасибо!
      Анютины глазки - это очень красиво!
      Моей бабушки уже давно нет, остались только теплые воспоминания.

      Delete
  15. Замечательная подушечка, и главное - с хорошими воспоминаниями и историей семьи!

    ReplyDelete
  16. Света, уже несколько раз приходила на эту Страничку, но коммент получался многословным. Если постараться пократче... Просто рада созвучию чувств.
    Мамочкины вышивки бережно хранятся, для каждой готов вариант продолжения маминой жизни, и от этого такая трепетная нежность в сердце. Когда мне был месяц от роду, мама писала папе в письме, что идёт с родителями (далече) копать картошку, а с Наташей уже сидит рядом Лида (мамина сестра) и вышивает для нас новую вышивку - надо готовить ещё одну рамочку. Я испытываю счастье до слёз, когда в нынешнее время сижу рядом с тётей Лидой и мы обе вышиваем, и я знаю, что она счастлива такой компании, тому, что вновь увлечена, что все её вышивки, когда-то оставленные ею в собственной семье + созданные в последние годы, оформлены в картины и подушками-думочками и вызывают неизменный восторг у видящих их и у одариваемых. А ещё я благодарна своему мужу, поддержавшему моё стремление возродить у тёти желание вышивать и скрашивать этим порой очень грустные дни, регулярно обеспечивать её всем самым необходимым для этого, приезжать за многие сотни километров, чтобы увезти вышивку для оформления, а затем привезти во всей красе, будучи сами счастливыми и ради радости сердцу тёти, проживающей в нелёгких условиях и нелёгкую жизнь.
    Вот видите, какая светлая у вас получилась подушечка. Спасибо!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Наташа, спасибо за ваше созвучие чувств!
      Меня очень тронул ваш рассказ о воспоминаниях, о тетушке и о совместном увлечении вышивкой. Но особенно меня покорила ваша нежная забота о тёте, это так по-человечески, так трогательно. И я больше, чем уверена, что эта забота доставляет огромное удовольствие не только вашей тете, но и вам самим, делая вас душевно богаче, приносит много радости.
      Мне так приятно, что ко мне заходят такие душевно щедрые люди, спасибо вам за ваше внимание!

      Delete
    2. Благодарю вас, Света!

      Delete
  17. Света, у меня мурашки побежали, когда я читала и рассматривала фото, настолько трогательно. Думала ли бабушка, когда вышивала наволочку, что через много лет она окажется в далекой Австралии. Очень красиво и очень дорого и памятно. Здорово, что в вашем доме поселилась эта семейная реликвия. Обыграна вышивка очень изящно.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Наташа, :) конечно, бабушке такое даже в голову не могло прийти. Жаль, конечно. Ее бы это очень порадовало!
      Спасибо большое!
      П.с. Давно тебя было не видно... :)

      Delete
  18. Очень красивая вещица, такая старинная роскошь, которая хранит в себе любимые воспоминания...душевный пост

    ReplyDelete
    Replies
    1. Аленка, спасибо!
      Я постаралась подобрать кружева и тесьму так, чтобы сохранить и подчеркнуть ретро-стиль этой вышивки.

      Delete