June 20, 2012

Золотая лихорадка.



Я уже не раз признавалась здесь в своей любви к сибирской природе. Картины серебристых искрящихся сугробов, тяжело укрывающих зимой стройные пихты и ели, нежные краски весеннего расцвета, пышное летнее многотравье, золото и пурпур осенней листвы навсегда остались в моей памяти теплыми воспоминаниями, переплетающимися с событиями моего детства и юности, и при каждой своей поездке в Россию я рада любой возможности окунуться в эти детские ощущения, не только посидеть на диванчике рядом с мамой и побыть недолго "маминой дочкой", но и прикоснуься к этому чуду из чудес - сибирской тайге.

Свое раннее детство я провела в маленькой сибирское деревушке при леспромхозе. Отчихи уже давным-давно нет на карте Маслянинского района Новосибирской области, она распалась еще в середине 70-х, тогда же мы и переехали в другое село, но мои самые яркие детские воспоминания связаны именно с этим местом, и мне очень хотелось побывать там еще раз, посмотреть на берег реки, где стоял наш дом неподалеку от деревенского клуба, узнать знакомые изгибы реки Ик.

Мой отчим, Степан Иванович, очень хотел исполнить эту мою прихоть, но наведя справки у лесников, сказал, что ехать на Отчиху в июне довольно непросто - дороги туда уже нет давным-давно, а продвигаться по высокой траве даже на внедорожнике весьма опасно. Пришлось мне отказаться от этого каприза, но взамен Степан Иванович и мама устроили нам замечательную экскурсию по тайге примерно в тех же краях, где раньше располагалась деревня моего детства. Нас Юрой отвезли в Егорьевск - село, где добывают золото.




...Над тайгой повисла тонкая дымчатая вуаль, где-то на востоке в соседней области горел лес, и смог от пожара расползался по всей Западной Сибири. Воздух пах только цветами и травами, но это белесое марево закрыло голубое небо и скрадывало горизонт.

Мы с Юрой вовсю наслаждались нашей поездкой - нескончаемые хребты, покрытые темным лесом, и прелестные деревянные домишки неизменно вызывали у нас восторг своим рустикальным видом.




Через несколько десятков километров от Маслянино мы остановились у резвой речушки Суенга. Бурные каскады реки в обрамлении речных растений - больших круглых листьев на длинных тонких ножках - выглядели очень экзотично и по своей живописности нисколько не уступали заморским пейзажам.




Потом бы съехали с бетонного шоссе и несколько километров медленно продвигались по глинистой грунтовой дороге, пока не оказались у места, где работали золотодобытчики. Мой отчим рассказал, что там добывали золото самым варварским способом: сначала с поймы реки бульдозерами сдирали плодородный слой вместе с растительностью, удаляли несколько метров глины и добирались до золотоносной жилы. Потом включали специальный аппарат, что-то похожее на водяную пушку, и им промывали породу, содержащую золото.




С высокого холма было видно, как тяжелые машины, словно громадные неловкие жуки, трудились в долине реки, вгрызаясь в землю, расчищая площадь для добычи драгоценного металла.

Эти картины вызвали в моей душе внутренний протест - мне было безумно жаль миллионы насекомых и прочих козявок и мелких животных, которые неизбежно гибнут, когда бульдозерами срывают зеленый покров с берегов реки. После того, как золотоносная жила выработана, эти карьеры заравнивали, но природе требовался не один год, чтобы залечить эти уродливые шрамы на своей поверхности.




В продолжение нашей экскурсии Степан Иванович отвез нас на другой золотоносный участок, там золото добывали при помощи драги.




Громадное грубоватое сооружение высотой в 4-5 этажей неуклюже ворочалось в большом мутном омуте, издавая оглушительный скрежет, клацанье и бряцанье. Эта картина напомнила мне "Кин-дза-дза́!", культовый советский фильм-антиутопию о технически развитой фантастической планете с насквозь проржавевшей и изношенной техникой. :)

Мой отчим - весьма одаренный экскурсовод, он красочно описал нам многие подробности добычи драгоценного металла. Перед тем, как установить золотодобывающую драгу, на реке делали небольшую запруду, драгу привозили на участок частями и собирали ее на месте. Механизмы драги доставали грунт из глубины, с самого дна реки, порода проходила через это громадное сооружение, золото оставалось внутри на гигантских ситах, а отработанные камни и глина выбрасывались рядом.




Степан Иванович сказал, что драга отсеивала только довольно крупные золотые самородки, мелкие же проходили сквозь ячейки сита и шли в отбросы. Я тут же направилась к гигантской куче с отработаной породой и долго и безуспешно рылась там в поисках золотого камушка. :)




Так и не найдя не крупинки драгоценного металла, :) я согласилась вернуться домой. По дороге мы еще останавливались пару раз, очарованные простой прелестью таежных лугов.




Юра попытался фотографировать мелких бабочек, но четырехкрылые непоседы постоянно перелетали с места на место - под жарким послеполуденным солнцем им не сиделось на цветах.




Чудесная получилась у нас поездка - и познавательная, и незабываемо-сентиментальная. Я с легким чувством настальгии любовалась знакомыми мне с детства светлыми березовыми рощами, длинными хребтами, заросшими вечнозелеными пихтами и елями, наслаждалась сладким ароматов луговых трав на просторных таежных полянах и была очень благодарна моей маме и отчиму, за то, что они устроили нам такую прогулку по сибирской природе.


18 comments:

  1. Ого, а мы оказывается земляки! Кемеровская и Новосибирская области - это же рядом! Почти, по меркам России! Спасибо за экскурсию! интересно и познавательно! Приезжайте к нам еще!

    ReplyDelete
  2. Как красиво! Но еще больше мне понравилась любовь к земле русской, которая была в каждом слове. К сожалению, чаще от эмигрантов слышны только укоры,негативное отношение к стране и эпохе, в которых выросли...грустно и неприятно. Вас же читаю с удовольствием. Спасибо за добрые слова!

    ReplyDelete
    Replies
    1. Энн, соглашусь :-) Хотя вот я и мой муж - мы все время с удовольствием вспоминаем наше детство, которое было еще в СССР.. Странно, но читая иногда про то, как было "плохо", я всегда думаю, что, видимо, жила в другой стране..

      Delete
  3. Свет, потрясающе красиво!! Я ни разу в Сибири не была, для меня это - такая же экзотика, как когда-то была Австралия.. Прочитала твой пост и сразу вспомнила советские фильмы детства про Сибирь, золото, советскую власть и прочее :-))) И конечно же Кин-дза-дза тоже вспомнила :-))))))

    ReplyDelete
  4. Очень интересно было посмотреть на все вашими глазами,чем-то похожи сибирские пейзажи на подмосковные и орловские,только сибирские буйные и густые. Спасибо Света что делитесь красотой!

    ReplyDelete
  5. Наталья Колчанова, да, мы земляки, :) тем более, что Маслянинский р-н граничит с Кемеровской областью.
    Спасибо за приглашение! Я бы с огромным удовольствием приезжала чаще, да только последнее время пик моей рабочей активности совпадает с вашим летом, а во время другого сезона я уже отчаянно боюсь замерзнуть. :)


    Энн, я наверно вместе с моей соседкой Наташей-Коалой родилась и выросла в другой стране, не той, что так часто любят ругать наши бывшие соотечественники. :)
    От детства у меня остались исключительно приятные воспоминания, я помню свое ощущение защищенности и уверенности в завтрашнем дне.
    Та страна дала мне воспитание и бесплатное великолепное образование, а то, что за колбасой мы стояли в очередях... ну право же, не в колбасе счастье! :) Я эту колбасу сейчас вообще не ем, хотя, как можно догадаться, ее тут навалом.


    Наташа-Коала, :) я рада показать тебе частичку Сибири, и мне чрезвычайно приятно, что тебе было интересно.


    Надежда, да, пейзажи по всей России в большей части схожи, очень много одинаковых трав, цветов, деревьев. Светлые леса в Сибири очень похожи на европейские, а вот тайга - она особенная!


    Девушки, спасибо всем!

    ReplyDelete
  6. всегда с удовольствием читаю и смотрю....

    ReplyDelete
  7. Света, воспоминания детства , самые яркие и добрые. Читала, расстрогалась.
    Десять лет прожила на Дальнем Востоке( правда не в детстве), родители мужа жили в настоящей таежной деревне. И вот смотрю на твои фотографии и каждой клеточкой чувствую всю эту природу. спасибо за рассказ и фото.

    ReplyDelete
  8. ну вот, писала-писала, и всё исчезло... Но повторяюсь с удовольствием - Света, я так жду твоих постов, всегда с большим удовольствием читаю и смотрю. Красиво очень, и картинки, и слова. Я никогда не бывала севернее и дальше Питера и Тюмени, но родилась и лето в детстве проводила на севере Украины, в Черниговской области, и что-то родное всколыхнулось - берёзовые рощи, сосновые высоченные леса, луга, реки, походы с бабушкой по грибы и за малиной-земляникой,... всё просто впиталось в сознание и вызывает очень трепетные чувства. Я ещё могу туда поехать, но давно не была, даже затосковала немного. Спасибо большое за рассказ, показ :)
    И один технический вопрос - рассмотрела, что у вас Никон, а какая модель? а какой объектив? я просто ищу-подбираю себе новый объективк к Никки, поэтому интересуюь :)

    ReplyDelete
  9. Красивые какие работы...ярко, сочно, душевно! Света, В пору статьи в журналы писать али книги издавать))

    ReplyDelete
  10. Очень все красиво отснято, Светочка. Молодцы вы, приятно попутешествовали. Я не знаю люблю ли я тайгу... То, что осталось в воспоминаниях--не проехать не пройти и кучи-тучи злобных комаров... Любила правда ездить с родителями ездить на прогулки в бор, там было оч красиво и еще всегла любила осень в Сибири--она так радовала своими красками... Всегда собирала осенние листья и делала гербарии.

    ReplyDelete
  11. Как всегда читаю и смотрю с открытым ртом!
    Спасибо большущее!
    Бабочки прям одна краще другой! У вас наверно уже супер коллекция их фото.

    ReplyDelete
  12. Как интересно! Значит и тебя не обошла золотая лихорадка ;)
    Фото - супер!

    ReplyDelete
  13. Настя, я тоже так думаю: красота! :)

    Наташа, какие приятные и трогательные у тебя воспоминания. Я рада, что мои фотографии пробудили в тебе эти мысли.

    Катюш, все то, что я написала сейчас для Наташи, относится и к тебе.
    Ничего, если я на твой вопрос отвечу ссылкой? Совсем недавно вот здесь мне задавали те же самые вопросы и я ответила на них (как могла).
    Со мной Гугл тоже иногда проделывает такие «шутки» - теряет комментарий. Теперь длинные ответы я сочиняю исключительно в ворде, а потом переношу их в окно комментария. ;)

    Аленка_madewithlove, спасибо огромное, приятно очень!

    Оксана- OksanaB, ну больше комаров, чем их было в кампуса альма-матер – Новосибирского Госуниверситета, я не видела нигде. :) По сравнению с полчищами тех «зверей» таежные комарики просто бледнеют...

    Лида, да, у мужа уже огромная коллекция фото местных и экзотических бабочек. Самые удачные из них мы распечатываем и вешаем в рамочках на стену.

    Таню, о да, к золоту я оооочень неравнодушна! :)


    Девушки, спасибо огромное за ваши комплименты! Я тронута!
    Ужасно сожалею, что не успеваю отвечать на вопросы быстро, очень занята из-за работы. Очень надеюсь, что вы меня извините за это вынужденное молчание...

    ReplyDelete
    Replies
    1. Нашла! Ещё снова с удовольствием пересмотрела все фотографии! Спасибо за ссылочку, у меня было ощущение, что где-то должен быть ответ, но найти не смогла :)

      Delete
  14. Очень красивая природа!Спасибо,Света,дождалась посмотреть!/хоть и с опозданием!/

    ReplyDelete
  15. Света, любуйся на здоровье! :)

    ReplyDelete